Методические рекомендации

06.04.2020

 

Методические рекомендации

по реализации образовательных программ начального общего,

основного общего, среднего общего образования, образовательных программ

среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения

и  дистанционных образовательных технологий

 

1.  Настоящие  Методические  рекомендации  разработаны  в соответствии

 

с      Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 9, ст. 1137), а также Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г.,

 

регистрационный № 48226), в целях оказания методической помощи при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

 

2. В настоящих Методических рекомендациях приведены:

 

примерная модель реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

 

рекомендации по реализации программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

 

примерная модель реализации образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

 

особенности    реализации    учебной     и     производственной    практик

 

при    реализации    программ    среднего    профессионального      образования

 

с         применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

 

I.   Примерная модель реализации образовательных программ


   

Методические рекомендации - 04


2

 

начального общего, основного общего, среднего общего образования,

а также дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

 

3.  Образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования и (или) по дополнительным

 

общеобразовательным программам с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:

 

3.1. разрабатывает и   утверждает  локальный  акт   (приказ,    положение)

 

об организации дистанционного обучения, в котором определяет, в том числе порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся (индивидуальных консультаций) и проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам;

 

3.2. формирует расписание занятий на каждый учебный день в соответствии

 

с      учебным планом по каждой дисциплине, предусматривая дифференциацию по классам и сокращение времени проведения урока до 30 минут;

 

3.3.             информирует обучающихся и их родителей о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее – дистанционное обучение), в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам, консультаций;

 

3.4.  обеспечивает ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме.

 

4.  Выбор родителями (законными представителями) обучающегося формы дистанционного обучения по образовательной программе начального общего, основного общего либо среднего общего образования, а также по дополнительным общеобразовательным программам подтверждается документально (наличие письменного заявления родителя(ей) (законного представителя).

 

5.  При реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также по дополнительным

 

общеобразовательным программам с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий образовательной организации рекомендуется обеспечить внесение соответствующих корректировок

 

в     рабочие программы и (или) учебные планы в части форм обучения (лекция, онлайн консультация), технических средств обучения.

 

6.  В соответствии с техническими возможностями образовательная организация организовывает проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов (в приложении к настоящим


 

Методические рекомендации - 04


3

 

Методическим рекомендациям приводится пример организации урока в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Скайп).

 

7.  Педагогическим работникам образовательной организации при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также при реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:

 

рекомендуется     планировать    свою     педагогическую        деятельность

 

с    учетом системы дистанционного обучения, создавать простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания;

 

выражать свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций.

 

8.  При реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительных

 

общеобразовательных  программ   с    применением    электронного   обучения

 

и         дистанционных образовательных технологий руководителю либо иному уполномоченному должностному лицу образовательной организации рекомендуется взять на себя организацию ежедневного мониторинга фактически присутствующих в организации обучающихся, обучающихся с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и тех, кто по болезни временно не участвует в образовательном процессе (заболевшие обучающиеся).

 

При необходимости допускается интеграция форм обучения, например очного и электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

 

II. Рекомендации по реализации программ

среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

 

9. При  реализации  программ  среднего  профессионального  образования

 

с         применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий допускается использование специально оборудованных помещений,

 

их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать общие и профессиональные компетенции.

 

При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.


     

Методические рекомендации - 04


4

 

10.  При реализации программ среднего профессионального образования

 

с         применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий допускается работа обучающихся в «виртуальных группах», которая происходит при удаленности друг от друга практически всех субъектов образования, в том числе с помощью использования систем видео-конференц-связи, через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

 

11.  При реализации программ среднего профессионального образования

 

с         применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий педагогическим работникам рекомендуется своевременно отвечать на вопросы обучающихся и регулярно оценивать их работу с использованием различных возможностей для взаимодействия друг с другом.

 

12.  Образовательная организация самостоятельно определяет набор электронных ресурсов и приложений, которые допускаются в образовательном процессе, а также корректирует расписание занятий с учетом ресурсов, необходимых для реализации программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

 

13. В   случае   временного   перевода   всех   обучающихся  на   обучение

 

с        применением электронных учебных изданий по дисциплинам (модулям) образовательным организациям рекомендуется обеспечить возможность доступа к ресурсам электронно-библиотечной системы (электронной библиотеке)

 

для каждого обучающегося.

 

В       период временного перевода на обучение по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть реализованы групповые работы (практикумы, проекты).

 

14.  Образовательная организация самостоятельно определяет требования

 

к    процедуре проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации с учетом особенностей ее проведения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, и может проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий.

 

15.  Для поддержки технологии дистанционного и смешанного обучения, в частности для управления образовательным процессом и учебными группами, предоставления обучающимся доступа к цифровым учебным материалам при реализации программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть использованы цифровые платформы центров опережающей профессиональной подготовки.

 

Перечень центров опережающей профессиональной подготовки расположен по ссылке: http://profedutop50.ru/copp.


   

Методические рекомендации - 04


5

 

16.   В случае невозможности применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, образовательным организациям, реализующим программы среднего профессионального образования, рекомендуется рассмотреть возможность предоставления каникул – плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком образовательной организации, с учетом положений статьи 157 Трудового кодекса Российской Федерации о времени простоя по причинам, не зависящим

от работодателя и работника, либо перевода обучающихся на обучение по индивидуальным учебным планам.

 

III.   Примерная модель реализации образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения

 

и  дистанционных образовательных технологий

   

17.  Образовательная   организация,   осуществляющая   образовательнуюХочу такой сайт

 

деятельность   по    программам   среднего    профессионального     образования

 

с         применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:

 

издает  организационный  приказ  о  временном  переходе  на  реализацию

 

образовательных   программ    с     применением     электронного     обучения

 

и             дистанционных образовательных технологий в связи с особыми обстоятельствами;

 

назначаем ответственного за консультирование педагогических работников и обучающихся по использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

 

актуализирует имеющиеся в электронном виде методические материалы по использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для обучающихся, педагогических и административных работников, ответственных за организацию учебной деятельности, а также инструкции по размещению учебных материалов,

 

обеспечивает создание тестовых заданий, публикацию объявлений, сбор

 

письменных     работ     обучающихся,    а     также     организацию    текущей

 

и   промежуточной аттестации и фиксацию хода образовательного процесса.

 

18.  Образовательная   организация,   осуществляющая   образовательную

 

деятельность   по    программам   среднего    профессионального     образования

 

с         применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий размещает на своем официальном сайте в информационно-

 

телекоммуникационной сети «Интернет» инструкцию для обучающихся и педагогических работников о том, как получить или восстановить логин


 

Методические рекомендации - 04


6

 

и     пароль (в случае использования личных кабинетов), а также инструкции по организации работы в «виртуальных» и «совместных» группах.

 

19.  Образовательная   организация,   осуществляющая   образовательную

 

деятельность   по    программам   среднего    профессионального     образования

 

с         применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий самостоятельно отбирает и рекомендует для проведения вебинаров, онлайн консультирования, коллективного обсуждения и коллективного проектирования список инструментов виртуальной коммуникации.

 

20.  Образовательная   организация,   осуществляющая   образовательную

 

деятельность   по    программам   среднего    профессионального     образования

 

с         применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий определяет какие учебные дисциплины и междисциплинарные курсы могут быть реализованы с помощью онлайн курсов, а также какие учебные дисциплины и междисциплинарные курсы требуют присутствия в строго определенное время обучающегося перед компьютером, а какие могут осваиваться в свободном режиме.

 

21.  Образовательная   организация,   осуществляющая   образовательную

 

деятельность   по    программам   среднего    профессионального     образования

 

с         применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» расписание онлайн-занятий, требующих присутствия в строго определенное время.

 

22.  Образовательная   организация,   осуществляющая   образовательную

 

деятельность   по    программам   среднего    профессионального     образования

 

с         применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий вправе перенести на другой период времени занятия, которые требуют работы с лабораторным и иным оборудованием.

 

23. Образовательной организации, осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования

 

с         применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий вправе локальным актом определить, какие элементы учебного плана

 

не           смогут           быть           реализованы          в           текущем           учебном           году

 

с         применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и внести соответствующие изменения в основные профессиональные образовательные программы, перенеся эти элементы на будущий учебный год.

 

24. Образовательной организации, осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования

 

с         применением электронного обучения и дистанционных образовательных необходимо обеспечивать постоянную дистанционную связь с обучающимися,


   

Методические рекомендации - 04


7

 

а также проводить мониторинг фактического взаимодействия педагогических работников и обучающихся, включая элементы текущего контроля и промежуточной аттестации.

   

IV. Особенности реализации учебной и производственной практик при реализации программ среднего профессионального образования

с  применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

 

25.         Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам среднего

 

профессионального  образования   с    применением    электронного   обучения

 

и   дистанционных образовательных технологий.

 

В          указанном случае образовательной организации, осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий рекомендуется обеспечить возможность прохождения учебной и производственной практик с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в том числе скорректировав график учебного процесса образовательной организации.

 

26. В случае необходимости образовательная организация вправе внести изменение в календарный график учебного процесса в части определения сроков прохождения учебной и производственной практик без ущерба по общему объему часов, установленных учебным планом образовательной организации.

 

Изменения,   вносимые            в   график   учебного   процесса,   утверждаются

 

локальным            актом            образовательной           организации,           осуществляющей

 

образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.


                                       

Методические рекомендации - 04


Приложение

 

к   Методическим рекомендациям по реализации образовательных программ начального общего,

 

основного общего, среднего общего образования,

 

образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения

 

и дистанционных образовательных технологий

     

Пример организации урока в режиме видеоконференцсвязи

с использованием платформы Скайп

 

Шаг 1. Зайти по ссылке https://www.skype.com/ru/free-conference-call/

 

Шаг 2. Создать бесплатную уникальную ссылку нажимаем на кнопку «Создать бесплатное собрание» (рисунок 1):

                                 

Рисунок 1.

 

Шаг 3. Скопировать ссылку на собрание и отправьте ее участникам. Затем нажмите на кнопку «Позвонить» (рисунок 2):

                                 

Рисунок 2.


 

Методические рекомендации - 04


2

 

Шаг 4. Нажмите кнопку «Присоединиться как гость» (рисунок 3):

                                     

Рисунок 3.

 

Шаг 5. Ввести свое имя и нажать на кнопку «Присоединиться» (рисунок 4):

                                           

Рисунок 4.

 

Шаг 6. Нажать на кнопку «Позвонить» и начать занятие (рисунок 5).

                                       

Рисунок 5.


 

Методические рекомендации - 04

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 965 493 87 06

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».