06.04.2020
Методические
рекомендации
по
реализации образовательных программ начального общего,
основного
общего, среднего общего образования, образовательных программ
среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения
и дистанционных
образовательных технологий
1. Настоящие Методические
рекомендации разработаны в соответствии
с
Федеральным законом от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 9, ст.
1137), а также Порядком применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа
2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18
сентября 2017 г.,
регистрационный
№ 48226), в целях оказания методической помощи при реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий.
2. В настоящих Методических
рекомендациях приведены:
примерная
модель реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий;
рекомендации
по реализации программ среднего профессионального образования с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
примерная
модель реализации образовательных программ среднего профессионального
образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий;
особенности реализации учебной и производственной практик
при реализации программ среднего профессионального образования
с
применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
I. Примерная
модель реализации образовательных программ
Методические рекомендации - 04
2
начального
общего, основного общего, среднего общего образования,
а также
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий
3. Образовательная
организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным
программам начального общего, основного общего, среднего общего образования и
(или) по дополнительным
общеобразовательным
программам с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий:
3.1.
разрабатывает и утверждает локальный акт (приказ, положение)
об организации дистанционного
обучения, в котором определяет, в том числе порядок оказания
учебно-методической помощи обучающимся (индивидуальных консультаций) и
проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам;
3.2. формирует расписание занятий на
каждый учебный день в соответствии
с
учебным планом по каждой дисциплине,
предусматривая дифференциацию по классам и сокращение времени проведения урока
до 30 минут;
3.3.
информирует обучающихся и их
родителей о реализации образовательных программ или их частей с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее –
дистанционное обучение), в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком
проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам,
консультаций;
3.4. обеспечивает
ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме.
4. Выбор
родителями (законными представителями) обучающегося формы дистанционного
обучения по образовательной программе начального общего, основного общего либо
среднего общего образования, а также по дополнительным общеобразовательным
программам подтверждается документально (наличие письменного заявления
родителя(ей) (законного представителя).
5. При
реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, а также по дополнительным
общеобразовательным
программам с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий образовательной организации рекомендуется обеспечить внесение
соответствующих корректировок
в
рабочие программы и (или) учебные
планы в части форм обучения (лекция, онлайн консультация), технических средств
обучения.
6. В
соответствии с техническими возможностями образовательная организация
организовывает проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном
портале или иной платформе с использованием различных электронных
образовательных ресурсов (в приложении к настоящим
Методические рекомендации - 04
3
Методическим
рекомендациям приводится пример организации урока в режиме видеоконференцсвязи
с использованием платформы Скайп).
7. Педагогическим
работникам образовательной организации при реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также при
реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
рекомендуется планировать свою педагогическую деятельность
с
учетом системы дистанционного
обучения, создавать простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания;
выражать
свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий,
устных онлайн консультаций.
8. При
реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, а также дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения
и
дистанционных образовательных
технологий руководителю либо иному уполномоченному должностному лицу
образовательной организации рекомендуется взять на себя организацию ежедневного
мониторинга фактически присутствующих в организации обучающихся, обучающихся с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и
тех, кто по болезни временно не участвует в образовательном процессе
(заболевшие обучающиеся).
При
необходимости допускается интеграция форм обучения, например очного и
электронного обучения с использованием дистанционных образовательных
технологий.
II.
Рекомендации по реализации программ
среднего профессионального образования с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
9. При реализации
программ среднего профессионального образования
с
применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий допускается использование специально
оборудованных помещений,
их
виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать общие и
профессиональные компетенции.
При обучении
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и
дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность
приема-передачи информации в доступных для них формах.
Методические рекомендации - 04
4
10. При
реализации программ среднего профессионального образования
с
применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий допускается работа обучающихся в
«виртуальных группах», которая происходит при удаленности друг от друга
практически всех субъектов образования, в том числе с помощью использования
систем видео-конференц-связи, через информационно-телекоммуникационную сеть
«Интернет».
11. При
реализации программ среднего профессионального образования
с
применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий педагогическим работникам
рекомендуется своевременно отвечать на вопросы обучающихся и регулярно
оценивать их работу с использованием различных возможностей для взаимодействия
друг с другом.
12. Образовательная
организация самостоятельно определяет набор электронных ресурсов и приложений,
которые допускаются в образовательном процессе, а также корректирует расписание
занятий с учетом ресурсов, необходимых для реализации программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
13. В случае временного перевода всех обучающихся на обучение
с
применением электронных учебных
изданий по дисциплинам (модулям) образовательным организациям рекомендуется
обеспечить возможность доступа к ресурсам электронно-библиотечной системы (электронной
библиотеке)
для каждого обучающегося.
В
период временного перевода на
обучение по программам среднего профессионального образования с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть
реализованы групповые работы (практикумы, проекты).
14. Образовательная
организация самостоятельно определяет требования
к
процедуре проведения промежуточной и
государственной итоговой аттестации с учетом особенностей ее проведения, в том
числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, и может
проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий.
15. Для
поддержки технологии дистанционного и смешанного обучения, в частности для
управления образовательным процессом и учебными группами, предоставления
обучающимся доступа к цифровым учебным материалам при реализации программ
среднего профессионального образования с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий могут быть использованы цифровые
платформы центров опережающей профессиональной подготовки.
Перечень
центров опережающей профессиональной подготовки расположен по ссылке: http://profedutop50.ru/copp.
Методические рекомендации - 04
5
16.
В случае невозможности применения
дистанционных образовательных технологий и электронного обучения,
образовательным организациям, реализующим программы среднего профессионального
образования, рекомендуется рассмотреть возможность предоставления каникул –
плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей
в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным
графиком образовательной организации, с учетом положений статьи 157 Трудового
кодекса Российской Федерации о времени простоя по причинам, не зависящим
от
работодателя и работника, либо перевода обучающихся на обучение по
индивидуальным учебным планам.
III.
Примерная модель реализации
образовательных программ среднего профессионального образования с применением
электронного обучения
и дистанционных
образовательных технологий
17. Образовательная организация, осуществляющая образовательную
деятельность по программам среднего профессионального образования
с
применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий:
издает организационный приказ
о временном переходе
на реализацию
образовательных программ с применением электронного обучения
и
дистанционных образовательных
технологий в связи с особыми обстоятельствами;
назначаем
ответственного за консультирование педагогических работников и обучающихся по
использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
актуализирует
имеющиеся в электронном виде методические материалы по использованию
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для
обучающихся, педагогических и административных работников, ответственных за
организацию учебной деятельности, а также инструкции по размещению учебных
материалов,
обеспечивает создание тестовых
заданий, публикацию объявлений, сбор
письменных работ обучающихся, а также организацию текущей
и промежуточной
аттестации и фиксацию хода образовательного процесса.
18. Образовательная организация, осуществляющая образовательную
деятельность по программам среднего профессионального образования
с
применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий размещает на своем официальном сайте в
информационно-
телекоммуникационной
сети «Интернет» инструкцию для обучающихся и педагогических работников о том,
как получить или восстановить логин
Методические рекомендации - 04
6
и
пароль (в случае использования
личных кабинетов), а также инструкции по организации работы в «виртуальных» и
«совместных» группах.
19. Образовательная организация, осуществляющая образовательную
деятельность по программам среднего профессионального образования
с
применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий самостоятельно отбирает и рекомендует
для проведения вебинаров, онлайн консультирования, коллективного обсуждения и
коллективного проектирования список инструментов виртуальной коммуникации.
20. Образовательная организация, осуществляющая образовательную
деятельность по программам среднего профессионального образования
с
применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий определяет какие учебные дисциплины и
междисциплинарные курсы могут быть реализованы с помощью онлайн курсов, а также
какие учебные дисциплины и междисциплинарные курсы требуют присутствия в строго
определенное время обучающегося перед компьютером, а какие могут осваиваться в
свободном режиме.
21. Образовательная организация, осуществляющая образовательную
деятельность по программам среднего профессионального образования
с
применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий размещает на своем официальном сайте в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» расписание онлайн-занятий,
требующих присутствия в строго определенное время.
22. Образовательная организация, осуществляющая образовательную
деятельность по программам среднего профессионального образования
с
применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий вправе перенести на другой период
времени занятия, которые требуют работы с лабораторным и иным оборудованием.
23.
Образовательной организации, осуществляющая образовательную деятельность по
программам среднего профессионального образования
с
применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий вправе локальным актом определить, какие элементы
учебного плана
не смогут быть реализованы в текущем учебном году
с
применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий и внести соответствующие изменения в
основные профессиональные образовательные программы, перенеся эти элементы на
будущий учебный год.
24.
Образовательной организации, осуществляющая образовательную деятельность по
программам среднего профессионального образования
с
применением электронного обучения и
дистанционных образовательных необходимо обеспечивать постоянную дистанционную
связь с обучающимися,
Методические рекомендации - 04
7
а
также проводить мониторинг фактического взаимодействия педагогических
работников и обучающихся, включая элементы текущего контроля и промежуточной
аттестации.
IV.
Особенности реализации учебной и производственной практик при реализации
программ среднего профессионального образования
с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
25.
Практика может быть проведена
непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность по
программам среднего
профессионального образования с применением электронного обучения
и дистанционных
образовательных технологий.
В
указанном случае образовательной
организации, осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего
профессионального образования с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий рекомендуется обеспечить возможность
прохождения учебной и производственной практик с применением дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения, в том числе скорректировав
график учебного процесса образовательной организации.
26. В случае
необходимости образовательная организация вправе внести изменение в календарный
график учебного процесса в части определения сроков прохождения учебной и
производственной практик без ущерба по общему объему часов, установленных
учебным планом образовательной организации.
Изменения, вносимые в график учебного процесса, утверждаются
локальным актом образовательной организации, осуществляющей
образовательную деятельность по
программам среднего профессионального образования с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий.
Методические рекомендации - 04
Приложение
к
Методическим рекомендациям по
реализации образовательных программ начального общего,
основного
общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального
образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением
электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий
Пример
организации урока в режиме видеоконференцсвязи
с
использованием платформы Скайп
Шаг 1. Зайти по ссылке https://www.skype.com/ru/free-conference-call/
Шаг 2. Создать
бесплатную уникальную ссылку нажимаем на кнопку «Создать бесплатное
собрание» (рисунок 1):
Рисунок 1.
Шаг
3. Скопировать ссылку на собрание и отправьте ее участникам.
Затем нажмите на кнопку «Позвонить» (рисунок 2):
Рисунок 2.
Методические
рекомендации - 04
2
Шаг 4. Нажмите кнопку «Присоединиться как гость» (рисунок
3):
Рисунок 3.
Шаг 5. Ввести свое имя и нажать на кнопку «Присоединиться»
(рисунок 4):
Рисунок 4.
Шаг 6. Нажать на кнопку «Позвонить» и начать занятие
(рисунок 5).
Рисунок 5.
Методические
рекомендации - 04