Программа воспитания на 2021-2022г

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Великентская ООП!»

Утверждаю:
Принято
На педагогическом совете

от

Дир ктор МБОУ «Великентская ООП!»

Ц щ ш ,hQMt

Айдиева В.А.

ш оч-иг.

Протокол № 3______

ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ
на 2021-2022 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа
воспитания
МБОУ
«Великентская
ООШ»
предназначена для решения проблем гармоничного вхождения школьников
в социальный мир и налаживания ответственных .взаимоотношений с
окружающими их людьми.
В центре Программы воспитания в соответствии с ФГОС начального
общего образования находится личностное развитие обучающихся,
формирование у них системных знаний о различных аспектах развития
России и мира.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных
результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ
российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию;
мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и
социальнозначимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности.
Программа воспитания включает в себя четыре основных раздела:
-Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного
процесса», в котором описана специфика деятельности 0 0 в сфере
воспитания. Здесь размещена информация: о специфике расположения
школы,
особенностях
ее
социального
окружения,
источниках
положительного или отрицательного влияния на детей, значимых
^партнерах школы, особенностях контингента учащихся, оригинальных
воспитательных находках школы, а также важных для школы принципах и
традициях воспитания.
-Раздел «Цель и задачи воспитания», в которс на основе базовых
общественных ценностей сформулирована цель воспитания и задачи,
которые школе предстоит решать для достижения цели.
-Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором
показано, каким образом будет осуществляться достижение поставленных
цели и задач воспитания. Данный раздел состоит из нескольких
инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован
на одну из поставленных школой задач воспитания и соответствует одному
из направлений воспитательной работы школы. Инвариантными модулями
являются: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной
деятельности», «Работа с родителями». Вариативные модули: «Ключевые
общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные
2

медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно
эстетической среды».
Деятельность педагогов 0 0 в рамках комплекса модулей направлена
на достижение результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования.
-Раздел «Основные направления самоаналг л воспитательной
работы» показывает, каким образом в школе осуществляется самоанализ
организуемой в ней воспитательной работы. Здесь приводятся не
результаты самоанализа, а лишь перечень основных его направлений,
который может быть дополнен указанием на его критерии и способы его
осуществления.
Одним из результатов реализации программы станет приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам
и нормам поведения в российском обществе.
К программе воспитания прилагается ежегодный календарный план
воспитательной работы.
На основе общешкольной программы воспитания классные
руководители разрабатывают свои рабочие программы и планы воспитания.
Сама по себе программа не является инструментом воспитания:
ребенка воспитывает не документ, а педагог - своими действиями, словами,
отношениями. Программа лишь позволяет педагогам скоординировать свои
усилия, направленные на воспитание школьников.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
* Процесс воспитания в образовательной организм дии основывается на
следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и
ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье,
приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной
организации;
ориентир на создание в образовательной организации
психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без
которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и
педагогов;
реализация процесса воспитания глаь лм образом через
создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли
детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
организация основных совместных дел школьников и педагогов
как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

системность, целесообразность и не шаблонность воспитания
как условия его эффективности.
^
Основными традициями воспитания в образовательной организации
являются следующие:
стержнем годового цикла воспитательной работы школы
являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется
интеграция воспитательных усилий педагогов;
важной чертой каждого ключевого дела и большинства
используемых для воспитания других совместных дел педагогов и
школьников
является
коллективная
разработка,
коллективное
планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их
результатов;
в школе создаются такие условия, при которых по мере
взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от
пассивного наблюдателя до организатора);
в
проведении
общешкольных
дел
отсутствует
соревновательность между классами, поощряется конструктивное
межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их
социальная
активность;
педагоги школы ориентированы на формирование коллективов
в рамках школьных классов, кружков, студий, сек у т и иных детских
объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений;
ключевой фигурой воспитания в школе является классный
руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно
развивающую, организационную, посредническую (в разрешении
конфликтов) функции.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный воспитательный идеал — это
высоконравственный, творческий, компетентный фажданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на
базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество,
природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) общая цель воспитания
в МБОУ «Великентская ООШ.» - личностное развитие школьников,
проявляющееся в усвоении ими знаний основных норм, которые общество

выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально
значимых знаний).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение
позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно
сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого
ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские
отношения являются важным фактором успеха в дост: лении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней целевой приоритет,
которому необходимо уделять чуть большее внимание в воспитании детей
младшего школьного возраста {уровень начального общего
):
создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально
значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в
котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей
младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем
новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться
соответствовать предъявляемым к носителям даннс
статуса нормам и
принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в
школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции
поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально
значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления
социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском
возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью),
братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о
младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю
работу, помогая старшим;
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе
— час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое
дело до конца;
знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу,
город, село, свою страну;
беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными
растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и,
по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать
птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса,
водоёмы);
проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться
решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность,
ценить знания;
5

быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый
образ жизни;
уметь сопереживать, проявлять сострадай к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
пЪложения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
быть уверенным в себе, открытым и общительным, не
стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед
собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать
самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальгых норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка
этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный
мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение
поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные
навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире
человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с
окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними,
продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного
социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных
жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в
сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет
способствовать решение следующих основных
:
1)
реализовывать воспитательные возможности общешкольных
ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования,
организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
2)
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании
школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни
школы;
3)
вовлекать школьников в кружки, секции, слубы, студии и иные
объединения, работающие по школьным программам внеурочной
деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
4)
использовать в воспитании детей возможности школьного
урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм
занятий с учащимися;
5)
поддерживать деятельность функционирующих на базе школы
детских общественных объединений и организаций;
6

6)
организовывать для школьников экскурсии, экспедиции,
походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
7)
организовать работу школьных медиа, реализовывать их
воспитательный потенциал;
8)
развивать
предметно-эстетическую
среду
школы
и
реализовывать ее воспитательные возможности;
9)
организовать работу с семьями школьников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение
пр облем личностного р азвития детей.
Планомерная реализация поставленных задач по юлит организовать в
школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что
станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения
школьников.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ИНВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из
них представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель,
воспитатель) организует работу с коллективом класса; индивидуальную
работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями,
преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их
законными пр едставителями.
Работа с классным коллективом:
• инициирование и поддержка участия класса в общешкольных
ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке,
•

проведении и анализе; организация интересных и полезных для
личностного развития ребенка
совместных
д i с
учащимися
вверенного
ему класса (познавательной,
трудовой, спортивнооздоровительной,
духовно-нравственной, творческой,
*** направленности), позволяющие с одной стороны, - вовлечь в них детей с
самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность
самореализоваться в них, а с другой, - установить и упрочить
доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
•
проведение классных ♦ часов как часов плодотворного и
доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах
уважительного отношения к личности ребенка, юддержки активной
позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам
7

возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме,
создания благоприятной среды для общения.
сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование: однодневные походы и экскурсии, организуемые
классными руководителями и родителями: празднования в классе дней
рождения детей, включающие в себя подготовл шые ученическими
микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и
розыгрыши, дающие каждому школьнику возможность рефлексии
собственного участия в жизни класса.
• выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих
детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в
школе.

Индивидуальная работа сучащимися:
• изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в
специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих
ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах
по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения
сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями
школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при
необходимости) - со школьным психологом.
• поддержка ребенка в решении важных для нег жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями,
успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным
руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются
решить.
• индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют
свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в
ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в
начале каждого года планируют их. а в конце года - вместе анализируют
свои успехи и неудачи.
• коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его
родителями или законными представителями, с другими учащимися класса;
через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения;
через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение
в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
8

• р егулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на
предупреждение и разрешение конфликтов между учителями пучащимися;
• проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников; •
привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев
их в иной, отличной от учебной, обстановке; • привлечение учителей к
участию в родительских собраниях класса
для объединения усилий в деле обучения и воспитани детей.
Работа
с
родителями
учащихся или их
законными представителями:
• р егулярное инфор мирование р одителей о школьных успехах и
проблемах их детей, о жизни класса в целом;
• помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и
учителями-предметниками;
• организация родительских собраний,
происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
• создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и обучения их детей; • привлечение членов семей
школьников к организации и проведению
дел класса; • организация на базе класса семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль 3.2. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
-вовлечение школьников в интересную и полезную для них
деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в
ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для
своего личностного развития социально значимые отношения, получить
опыт участия в социально значимых делах;
-формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детсковзрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов
общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к
другу;
9

- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
опр еделейные социально значимые фор мы поведения;
-поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание
накопленных социально значимых тр адиций;
-поощрение
педагогами
детских
инициатив
и
детского
самоу пр авления.
Реализация
воспитательного
потенциала
фсов
внеурочной
деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее
видов:
Познавательная деятельностиКурсы внеурочной деятельност
направленные на передачу школьникам социально значимых знаний,
развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к
экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам
нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и
научную картину мира.
Художественное
творчество.Курсы внеурочной деятельности,
создающие благоприятные условия для про социальной самореализации
школьников, направленные на раскрытие их твор „хких способностей,
формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание
ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно­
нравственное развитие.
IIпо бл елиin-и енно стно е общение. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников,
воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать
других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо
относиться к разнообразию взглядов людей.
Спортивно -оздор ови тель ная
деятельность.Курсы внеурочной
деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие
их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому
образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование
установок на защиту слабых.
Игровая
деятельность.Курсы внеурочной
деятельности,
направленные на раскрытие творческого, умственного и физического
потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного
общения, умений работать в команде.
3.3. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
пр едполагает следующее:
•

установление доверительных отношений между учителем и его
учениками._____ способствующих_____ позитивному
восприятию
учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к

обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями, и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания школьников
к
ценностному
аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой
на уроке социально значимой информацией - инициирование ее
обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через
демонстрацию детям
примеров
ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников
командной р аботе и взаимодействию с другими детьми;
•

включение в урок игровых процедур, которые смотаю т поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
^межличностных
отношений в классе,
помогают установлению
добр ожелательной атмосфер ы во вр емя ур ока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над
их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность
приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,
навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформлен, 1 ым~в работах других
исследователей,' навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
3.4. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,
которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном
вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На группе в ом уровне:
• Общешкольный родительский комитет участвующий в управлении
образовательной организацией
и
решении вопросов воспитания
и социализации их детей;
• родительские гостиные, на которых обсуждаются
вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного
взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер -классы, семинары,
круглые столы с приглашением специалистов;
• р одител ьские дни, во вр емя котор ых р одители могут посещать
школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе
учебно-воспитательного процесса в школе;
• общешкольные р одительские собр ания, пр оисхо дящие в р ежиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
• семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные
рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей,
социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и
находками в деле воспитания детей;
• родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых
обсуждаются интересующие родителей вопросы, а тэкже осуществляются
виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
• р абота специалистов по запр осу р одител ей дл я р ешения острых
конфликтных ситуаций;
• участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного ребенка;
• помощь со стор оны р одител ей в подготовке и пр оведении
общешкольных и
внутриклассных мероприятий
воспитательной
напр авленности;
• индивидуальное
консультирование
с
целью
4. координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

Вариативные модули.
3.5. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела - это главные традиционные общешкольные дела, в
которых принимает участие большая часть шкопьников и которые
обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно
педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в
12

школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых
для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый
коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого
числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят
их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение
ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный
характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых
педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие
формы работы, связанные с возрастными особенностями воспитанников:
На внешкольном уровне:9 социальные пр оекты - ежегодные
совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками
и
педагогами_____ комплексы дел (благотворительной,
экологической,
патриотической, трудовой направленности), ориентированные на
преобразование окружающего школу социума.
проводимые для жителей села и организуемые совместно с семьями
учащихся спортивные____ состязания,_____ праздники, фестивали,
представления, которые открывают возможности
для творческой
самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об
окружающих.
•

участие во всероссийских акциях,
отечественным и международным событиям.
На школьном уровне:

посвященных значимым

• общешкольные праздники - ежегодно проводимые творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со
значимыми для детей и педагогов знаменательными латами и в которых
участвуют все классы школы.
~•
торжественныеритуалы посвящения, связанные с переходом
учащихся на
следующую
ступень
образования,
символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе
и р азвивающие школьную идентичность детей.
• церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за
активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это
способствует поощрению социальной активности детей, развитию
позитивных
межличностных отношений
между
педагогами
и
воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:

13

участие школьных классов в р еализации общешкольных ключевых дел.
проведение в рамках класса
итогового анализа детьми
дел.
На индивидуальном уровне:
• вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела
школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков,
исполнителей,
ведущих,
декораторов,
музыкальных
редакторов,
корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование,
ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
• индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; *
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки,
проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со
сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и
другими взрослыми; • при необходимости коррекция поведения
ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную
работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером
для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на
себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.6. Модуль «Детские общественные объединена. РДШ»
Действующее на базе школы детское общественное объединение - это
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное
по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности
интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного
объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ
(ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5). Воспитание в
детском общественном объединении осуществляется через:
* утверждение и последовательную реализацию в детском
общественном объединении демократических
процедур
(выборы
руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов
4-общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.),
дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт
гражданского поведения;
организацию общественно полезных дел,
дающих детям возможность получить важный для их личностного развития
опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе,
обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение,
умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других.
Такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая
школьниками пожилым людям; совместная работа с учреждениями
социальной
сферы
(проведение
культурно-просветительских
и

развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в
благоустройстве территории данных учреждений и т.п.);
участие
школьников в работе на прилегающей к школе территории (уход за
деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и другие;
договор, заключаемый между ребенком и детским общественным
объединением, традиционной формой которого является Торжественное
обещание (клятва) при вступлении в объединение. Договор представляет
собой механизм, регулирующий отношения, возникающие между ребенком
и коллективом детского общественного объединение, его руководителем,
школьниками, не являющимися членами данного объединения;
клубные встречи - формальные и неформальные встр ечи членов
детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления
объединением, планирования дел в школе и микрорайоне, совместного
пения, празднования знаменательных для членов объединения событий;
• рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею
популяризации деятельности детского общественного объединения,
привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр,
квестов, театрализаций и т.п.);
•

поддержку и р азвитие в детском объединении его тр адиций и
ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его
членами, чувство причастности к тому, что происходит в
объединении (реализуется посредством
введения особой
символики детского объединения, проведения ежегодной
церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и
поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях,
организации деятельности пресс-центра детского объединения,
проведения тр адиционных огоньков - формы коллективного анализа
проводимых детским объединением дел);

•

• участие членов
детского общественного объединения
в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных
людей и социального окружения в целом. Это может быть как
участием школьников в проведении разовых акций, которые часто
носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью
школьников.

f
3.7. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и
педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео

информации) - развитие коммуникативной культуры школьников,
формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой
самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа
реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
•редакционный совет четвероклассников и консультирующих их
взрослых, целью которого является освещение (через школьную газету,
школьное радио или телевидение) наиболее интересных моментов жизни
школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций;
* * школьный медиацентр созданная из заинтересованных
добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных
мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное
сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей,
шкс&ьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и
педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую
группу в социальных сетях с целью осве шия деятельности
образовательной
организации
в
информационном
пространстве,
привлечения внимания общественности к школе, информационного
продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой
площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто
обсуждаться значимые для школы вопросы;
участие школьников в региональных или всероссийских конкурсах
школьных медиа.
Модуль 3.8. «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой
кругозор, получить новые знания об окружакш°й его социальной,
культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно
относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого
поведения в различных внешкольных ситуациях.
На экскурсиях, в
экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у
подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них
навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и
эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию
своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности
а : р еализуются в р амках следующих видов и фор м деятельности:
• регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня,
организуемые в классах их классными руководил ..ями и родителями
школьников: в музей, на предприятие, на природу (проводятся как
интерактивные занятия с распределением среди школьников ролей и
соответствующих им заданий, например: «фотографов», «разведчиков»,
«гидов», «корреспондентов», «оформителей»);
• литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые
учителями и родителями школьников в другие города или села для
углубленного изучения биографий проживавших здесь российских поэтов и
16

писателей, произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь
природных и историко-культурных ландшафтов, флорыи фауны.
3.9. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при
условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает
атмосферу
психологического
комфорта,
поднимает
настроение,
предупреждает
стрессовые
ситуации,
способствует
позитивному
восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка
осуществляется через такие формы работы с пр л;метно-эстетической
средой школы как:
оформление
интерьера школьных помещений( коридоров
лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая
может служить хорошим средством разрушения негативных установок
школьников на учебные и внеучебные занятия;
•

размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиции:
творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой
творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга;
картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с
разнообразием эстетического осмысления мире, фотоотчетов об
интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых
делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и
т.п.);
озеленение пришкольной территории, оборудование во дворе школы
спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для
школьников
разных
возрастных
категорий, оздоровительно
рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство
школы на зоны активного и тихого отдыха;
• благоустройство классных кабинетов, осущес эляемое классными
руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее
учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее
повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
• событийный дизайн — оформление пространства проведения
конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных
линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
• акцентир ование внимания школьников поср едством элементов
предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных
для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.

17

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы
осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с
целью выявления основных проблем школьного воспитания и
последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному
решению администрации образовательной организации) внешних
экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется
самоанализ воспитательной работы в школе, являются:
-принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к
воспитанникам, так и к педагогам,реализующим воспитательный процесс;
-принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей,
а качественных - таких как содержание и разнообразие деятельности,
характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
-принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
-принцип разделенной ответственности за результаты личностного
« развития школьников, ориентирующий экспертов на юнимание того, что
личностное развитие школьников - это результат как социального
воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными
институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основные направления анализа воспитательного процесса.
1. Результаты
воспитания,социализации и самор
школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем
директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на
заседании методического объединения классных руководит» ‘й или педагогическом
совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за
18

минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые
проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

2. Состояние организуемой в школе совместно ~ деятельности
детей и
взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной
работе, классными руководителями, родителями, хорошо знакомыми с
деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со
школьниками и их родителями, педагогами, при необходимости - их
анкетирование. Полученные результаты обсуждается на заседании
методического объединения классных руководителей или педагогическом
совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и
их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала
школьных уроков;
- качеством функционирующих на ба , школы детских
общественных объединений;
- качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций,
походов;
- качеством работы школьных медиа;
- качеством организации пр едметно-эстетической ср еды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.

4Я»

План воспитательной работы МБОУ «Великентская ООШ»
на 2021-2022 учебный год.

Ключевые общешкольные дела

19

Дела

Ориентировочное
время
Классы
проведения
Сентябрь

Ответственные

День Знаний.

1-4

1.09.2021

Замдиректора поУ ВР дожатая

День солидарности в
борьбе с терроризмом
Неделя безопасности

1 -4

3

Классные руководители

1-4

2-8

Классные
Руководители,психолог,социолог
.:/&•’
I

Международный

2-4

8

грамотности

Классные руководители дож

Акция «Посади дерево»

4

День гражданской
обороны
Всемирный
день
з
животных
Международный День
учителя
Всероссийский
урок
«Экология «

1-4

2.10.2021

Классные руководители

1-4

4

Классные руководители

2-4

5

Зам.д1 лектора
вожат гя

1-4

16

Классные руководители

Международный

день

школьных библиотек
День интернета.
Всероссийский
урок
безопасности школьников в
сети Интернет.
Праздник Осени

4 неделя месяца
Октябрь

Классные руководители дож

по

УВР,

1-4

25

Библиотекарь, классные
руководители дожатая

1-4

28-31

Классные
руководители,ИКТ

1-4

Последняя неделя
месяца
Последний день
четверти

Классные руководители
вожатая
вожатая

В течение месяца

вожатая, классные
руководители

Итоговая
линейка
«Путь
2-4
к успеху».
Месячник
«Школа
- 1-4
территория здоровья»

Ноябрь
2

классные руководители

День народного единства (4
ноября)
Международный день
толерантности.

м
1-4

16

классные руководители

День словаря (22 ноября)

2-4

20

классные руководители

20

День Матери

1-4

Всероссийская акция «Спорт - 1-4
альтернатива пагубным
привычкам»

26

Замдиректора по УВР,
вожатая,
классные
руководители

В течение месяца

Организаторы, классные
руководители

_________________ J1________ ______.....
Декабрь
3

Международный день
инвалидов

1-4

День Неизвестного Солдата

1-4

3

классные руководители

День героев Отечества

1-4

9

классные руководители

День Конституции РФ (12
ноября)

1-4

И

классные руководители

Линейка «Путь к успеху» (по
параллелям).
Новогодние мероприятия

2-4

Последняя недел
месяца

1-4

классные руководители

1

Вожатая

Последняя неделя вожатая
руководители
месяца

классные

Январь
День полного
освобождения Ленинграда
от фашисткой блокады
(1944)

1-4

27

вожатая, классные
руководители

Февраль
День российской науки

3-4

8

Вожатая, классные
руководители

День памяти о россиянах,
исполнявших служебный долг
за пределами Отечества

1-4

15

классные руководители

Международный день родного
языка (21 февраля)

1-4

19

классные руководители

День защитника Отечества

1-4

,учитель род языка

23
*

День всех влюбленных. Акция 2-4
«Мы вас любим!»

14

Вожатая,
классные
руководители
Учителя
английского
языка

Март
21

Всемирный день гражданской
обороны

1-4

1

Международный женский день

1-4

8

Вожатая,
руководители

День воссоединения Крыма и
России

2-4

18

классные руководители

Всероссийская неделя детской
и юношеской книги.
Всероссийская неделя музыки
для детей и юношества
Всемирный день Земли, День
Воды, День птиц, День защиты
окружающей среды

1-4

23-29

библиотекарь,вожатая

1-4

23-29

Учителя музыки

1-4

В течение месяца

Замдиректора по УВР,
вожатая,
классные
руководители
Кл.руководители

! классные руководители

классные

Акция «Защитим первоцветы»

1-4

В течение месяца

Линейка «Путь к успеху» (по
параллелям).

2-4

Последняя неделя Замдиректора
по
УВР, вожатая
месяца
Апрель

60-летие полета в космос
Ю.А.Гагарина. День
космонавтики.
Гагаринский урок
«Космос - это мы»
День пожарной охраны.
Международный День Земли

1-4

12

классные руководители
,вожатая

1-4
1-4

30
22

классные руководители
классные руководители

«г
У ай

День Победы советского народа 1-4
в ВОВ 1941 -1945 (9 мая)

7

Праздник весны и труда

3-4

1

Замдиректора по УВР,
организаторы, классные
руководители
классные руководители

Международный день семьи
День славянской культуры и
письменности
Последний звонок

1-4
1-4

15
24

слассные руководители
классные руководители
24-25 мая

1-3

Зам.поУВР,вожатая,кл
рук
*

Праздник
«Прощание
начальной школой».

с

Последняя неделя Кл рук,вожатая

4
*

Курсы внеурочной деятельности

Количество
часов в
неделю

Классы

Название курса

Ответственные

Внеурочная деятельность (ВУД)

ВУД
общеинтеллектуальное
шахматы

1

1

ВУД общеинтелектуальное

2

1

ВУД общекультурное очумелые
ручки

4

1

ВУД духовно-нравственное
дорогою добра

3

1

V

,

Школьные и социальные медиа

Дела, события, мероприятия

Классы

Оформление классных уголков
выставок творческих работ
Оформление школьных стендов

1-4

Размещение

1-4

информации

на

Ориентировочное
время проведение

Ответственные

В течение года

классные руководители

В течение года

Вожатая,кл рук,

В течение года

Вожатая, классные
руководители

сайте, в Инстаграмме

J_______________________________________________________

Детские общественные объединения «
Ориентировочное
время
Дела, события, мероприятия

Классы

Ответственные

проведения
Работа отряда РДШ

В течение года

3-4
*

23

вожатая

Экскурсии, походы

Ориентировочно j
время проведения
Дела, события, мероприятия
Посещение
библиотеки
Посещение городских музеев
Пешеходные
прогулки,
экскурссии в лес
Выезд в другие населённые
пункты в музеи, дворцы,
парки, театры, на концерты,
представления, в цирк и др.

Классы

Ответственные

1-4

В течение года

классные руководители

1-4

В течение года

классные руководители

1-4

В течение года

классные руководители

1-4

В течение года

классные руководители

Организация предметно-эстетической среды
Ориентировочное
время проведения
Дела, события, мероприятия
Выставки рисунков,
фотографий творческих работ,
посвященных событиям и
памятным датам
Оформление классных
^толков
Трудовые десанты по уборке
территории школы
Праздничное
украшение
кабинетов, окон кабинета

Классы

Ответственные

1-4

В течение года

Классные руководители,
вожатая

1-4

В течение года

Классные руководители

1-4

В течение года

Классные руководители

1-4

В течение года

Классные руководители

Работа с родителями
Ориентировочное
время проведения
Дела, события, мероприятия
Участие родителей в
проведении общешкольных,

*

Классы
1-4

В течение года

Ответственные

Заместитель директора по
УВР, классные

руководители, вожатая

классных мероприятий:
«Праздник Осени»,
«Бессмертный полк»,
новогодний утренник, «Мама,
папа, я - отличная семья!»,
классные «огоньки» и др.

Директор школы

Общешкольное родительское
собрание

1-4

1 раз/четверть

Информационное оповещение
через школьный сайт

1-4

В течение года

Индивидуальные консультации

1-4

В течение года

Совместные с детьми походы,
экскурсии.

1-4

По плану классных Классные руководители
руководителей

Работа с неблагополучными
семьями
по
вопросам
воспитания, обучения детей

1-4

Замдиректора
по
УВР,ИКТ
Классные руководители

Социолог, психолог,
кл .рук

Классное руководство и наставничес" ~п
(согласно индивидуальным по планам работы классных
руководителей и наставников)

Школьный урок
(согласно индивидуальным по планам работы учителей)

?

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 965 493 87 06

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».