МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Великентская ООП!» Утверждаю: Принято На педагогическом совете от Дир ктор МБОУ «Великентская ООП!» Ц щ ш ,hQMt Айдиева В.А. ш оч-иг. Протокол № 3______ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ на 2021-2022 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа воспитания МБОУ «Великентская ООШ» предназначена для решения проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных .взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре Программы воспитания в соответствии с ФГОС начального общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности. Программа воспитания включает в себя четыре основных раздела: -Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», в котором описана специфика деятельности 0 0 в сфере воспитания. Здесь размещена информация: о специфике расположения школы, особенностях ее социального окружения, источниках положительного или отрицательного влияния на детей, значимых ^партнерах школы, особенностях контингента учащихся, оригинальных воспитательных находках школы, а также важных для школы принципах и традициях воспитания. -Раздел «Цель и задачи воспитания», в которс на основе базовых общественных ценностей сформулирована цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для достижения цели. -Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором показано, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы школы. Инвариантными модулями являются: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями». Вариативные модули: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные 2 медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно эстетической среды». Деятельность педагогов 0 0 в рамках комплекса модулей направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. -Раздел «Основные направления самоаналг л воспитательной работы» показывает, каким образом в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной работы. Здесь приводятся не результаты самоанализа, а лишь перечень основных его направлений, который может быть дополнен указанием на его критерии и способы его осуществления. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. К программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы. На основе общешкольной программы воспитания классные руководители разрабатывают свои рабочие программы и планы воспитания. Сама по себе программа не является инструментом воспитания: ребенка воспитывает не документ, а педагог - своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет педагогам скоординировать свои усилия, направленные на воспитание школьников. 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА * Процесс воспитания в образовательной организм дии основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации; ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; реализация процесса воспитания глаь лм образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности. ^ Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность; педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, сек у т и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный фажданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) общая цель воспитания в МБОУ «Великентская ООШ.» - личностное развитие школьников, проявляющееся в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний). Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в дост: лении цели. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней целевой приоритет, которому необходимо уделять чуть большее внимание в воспитании детей младшего школьного возраста {уровень начального общего ): создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям даннс статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие: быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; 5 быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; уметь сопереживать, проявлять сострадай к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного пЪложения, людям с ограниченными возможностями здоровья; быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание младшим школьником данных социальгых норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей. Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных : 1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; 2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; 3) вовлекать школьников в кружки, секции, слубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; 4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; 5) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций; 6 6) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал; 7) организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал; 8) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности; 9) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение пр облем личностного р азвития детей. Планомерная реализация поставленных задач по юлит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников. 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИНВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ. Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. 3.1. Модуль «Классное руководство» Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель, воспитатель) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными пр едставителями. Работа с классным коллективом: • инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, • проведении и анализе; организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных д i с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивнооздоровительной, духовно-нравственной, творческой, *** направленности), позволяющие с одной стороны, - вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, - установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе. • проведение классных ♦ часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, юддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам 7 возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование: однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями: празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовл шые ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса. • выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе. Индивидуальная работа сучащимися: • изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) - со школьным психологом. • поддержка ребенка в решении важных для нег жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить. • индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их. а в конце года - вместе анализируют свои успехи и неудачи. • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. Работа с учителями, преподающими в классе: 8 • р егулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями пучащимися; • проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников; • привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитани детей. Работа с родителями учащихся или их законными представителями: • р егулярное инфор мирование р одителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; • помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками; • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; • создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей; • привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса; • организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. Модуль 3.2. «Курсы внеурочной деятельности» Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: -вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; -формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детсковзрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; 9 - создание в детских объединениях традиций, задающих их членам опр еделейные социально значимые фор мы поведения; -поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых тр адиций; -поощрение педагогами детских инициатив и детского самоу пр авления. Реализация воспитательного потенциала фсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов: Познавательная деятельностиКурсы внеурочной деятельност направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Художественное творчество.Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для про социальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их твор „хких способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно нравственное развитие. IIпо бл елиin-и енно стно е общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей. Спортивно -оздор ови тель ная деятельность.Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Игровая деятельность.Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. 3.3. Модуль «Школьный урок» Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока пр едполагает следующее: • установление доверительных отношений между учителем и его учениками._____ способствующих_____ позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями, и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной р аботе и взаимодействию с другими детьми; • включение в урок игровых процедур, которые смотаю т поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных ^межличностных отношений в классе, помогают установлению добр ожелательной атмосфер ы во вр емя ур ока; организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформлен, 1 ым~в работах других исследователей,' навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 3.4. Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: На группе в ом уровне: • Общешкольный родительский комитет участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей; • родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер -классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов; • р одител ьские дни, во вр емя котор ых р одители могут посещать школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе; • общешкольные р одительские собр ания, пр оисхо дящие в р ежиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; • семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей; • родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а тэкже осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов. На индивидуальном уровне: • р абота специалистов по запр осу р одител ей дл я р ешения острых конфликтных ситуаций; • участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; • помощь со стор оны р одител ей в подготовке и пр оведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной напр авленности; • индивидуальное консультирование с целью 4. координации воспитательных усилий педагогов и родителей. Вариативные модули. 3.5. Модуль «Ключевые общешкольные дела» Ключевые дела - это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть шкопьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в 12 школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей. Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы, связанные с возрастными особенностями воспитанников: На внешкольном уровне:9 социальные пр оекты - ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами_____ комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума. проводимые для жителей села и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные____ состязания,_____ праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих. • участие во всероссийских акциях, отечественным и международным событиям. На школьном уровне: посвященных значимым • общешкольные праздники - ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными латами и в которых участвуют все классы школы. ~• торжественныеритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и р азвивающие школьную идентичность детей. • церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу. На уровне классов: 13 участие школьных классов в р еализации общешкольных ключевых дел. проведение в рамках класса итогового анализа детьми дел. На индивидуальном уровне: • вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.); • индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; * наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми; • при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. 3.6. Модуль «Детские общественные объединена. РДШ» Действующее на базе школы детское общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через: * утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов 4-общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения; организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.); участие школьников в работе на прилегающей к школе территории (уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и другие; договор, заключаемый между ребенком и детским общественным объединением, традиционной формой которого является Торжественное обещание (клятва) при вступлении в объединение. Договор представляет собой механизм, регулирующий отношения, возникающие между ребенком и коллективом детского общественного объединение, его руководителем, школьниками, не являющимися членами данного объединения; клубные встречи - формальные и неформальные встр ечи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе и микрорайоне, совместного пения, празднования знаменательных для членов объединения событий; • рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.); • поддержку и р азвитие в детском объединении его тр адиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения тр адиционных огоньков - формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел); • • участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью школьников. f 3.7. Модуль «Школьные медиа» Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) - развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: •редакционный совет четвероклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через школьную газету, школьное радио или телевидение) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций; * * школьный медиацентр созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, шкс&ьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью осве шия деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы; участие школьников в региональных или всероссийских конкурсах школьных медиа. Модуль 3.8. «Экскурсии, экспедиции, походы» Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружакш°й его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности а : р еализуются в р амках следующих видов и фор м деятельности: • регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах их классными руководил ..ями и родителями школьников: в музей, на предприятие, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди школьников ролей и соответствующих им заданий, например: «фотографов», «разведчиков», «гидов», «корреспондентов», «оформителей»); • литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые учителями и родителями школьников в другие города или села для углубленного изучения биографий проживавших здесь российских поэтов и 16 писателей, произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь природных и историко-культурных ландшафтов, флорыи фауны. 3.9. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с пр л;метно-эстетической средой школы как: оформление интерьера школьных помещений( коридоров лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия; • размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиции: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мире, фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.); озеленение пришкольной территории, оборудование во дворе школы спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха; • благоустройство классных кабинетов, осущес эляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми; • событийный дизайн — оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.); • акцентир ование внимания школьников поср едством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах. 17 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются: -принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам,реализующим воспитательный процесс; -принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных - таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами; -принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; -принцип разделенной ответственности за результаты личностного « развития школьников, ориентирующий экспертов на юнимание того, что личностное развитие школьников - это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей. Основные направления анализа воспитательного процесса. 1. Результаты воспитания,социализации и самор школьников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководит» ‘й или педагогическом совете школы. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за 18 минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в школе совместно ~ деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы. Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, при необходимости - их анкетирование. Полученные результаты обсуждается на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с: - качеством проводимых общешкольных ключевых дел; - качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов; - качеством организуемой в школе внеурочной деятельности; - качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков; - качеством функционирующих на ба , школы детских общественных объединений; - качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов; - качеством работы школьных медиа; - качеством организации пр едметно-эстетической ср еды школы; - качеством взаимодействия школы и семей школьников. 4Я» План воспитательной работы МБОУ «Великентская ООШ» на 2021-2022 учебный год. Ключевые общешкольные дела 19 Дела Ориентировочное время Классы проведения Сентябрь Ответственные День Знаний. 1-4 1.09.2021 Замдиректора поУ ВР дожатая День солидарности в борьбе с терроризмом Неделя безопасности 1 -4 3 Классные руководители 1-4 2-8 Классные Руководители,психолог,социолог .:/&•’ I Международный 2-4 8 грамотности Классные руководители дож Акция «Посади дерево» 4 День гражданской обороны Всемирный день з животных Международный День учителя Всероссийский урок «Экология « 1-4 2.10.2021 Классные руководители 1-4 4 Классные руководители 2-4 5 Зам.д1 лектора вожат гя 1-4 16 Классные руководители Международный день школьных библиотек День интернета. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет. Праздник Осени 4 неделя месяца Октябрь Классные руководители дож по УВР, 1-4 25 Библиотекарь, классные руководители дожатая 1-4 28-31 Классные руководители,ИКТ 1-4 Последняя неделя месяца Последний день четверти Классные руководители вожатая вожатая В течение месяца вожатая, классные руководители Итоговая линейка «Путь 2-4 к успеху». Месячник «Школа - 1-4 территория здоровья» Ноябрь 2 классные руководители День народного единства (4 ноября) Международный день толерантности. м 1-4 16 классные руководители День словаря (22 ноября) 2-4 20 классные руководители 20 День Матери 1-4 Всероссийская акция «Спорт - 1-4 альтернатива пагубным привычкам» 26 Замдиректора по УВР, вожатая, классные руководители В течение месяца Организаторы, классные руководители _________________ J1________ ______..... Декабрь 3 Международный день инвалидов 1-4 День Неизвестного Солдата 1-4 3 классные руководители День героев Отечества 1-4 9 классные руководители День Конституции РФ (12 ноября) 1-4 И классные руководители Линейка «Путь к успеху» (по параллелям). Новогодние мероприятия 2-4 Последняя недел месяца 1-4 классные руководители 1 Вожатая Последняя неделя вожатая руководители месяца классные Январь День полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады (1944) 1-4 27 вожатая, классные руководители Февраль День российской науки 3-4 8 Вожатая, классные руководители День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества 1-4 15 классные руководители Международный день родного языка (21 февраля) 1-4 19 классные руководители День защитника Отечества 1-4 ,учитель род языка 23 * День всех влюбленных. Акция 2-4 «Мы вас любим!» 14 Вожатая, классные руководители Учителя английского языка Март 21 Всемирный день гражданской обороны 1-4 1 Международный женский день 1-4 8 Вожатая, руководители День воссоединения Крыма и России 2-4 18 классные руководители Всероссийская неделя детской и юношеской книги. Всероссийская неделя музыки для детей и юношества Всемирный день Земли, День Воды, День птиц, День защиты окружающей среды 1-4 23-29 библиотекарь,вожатая 1-4 23-29 Учителя музыки 1-4 В течение месяца Замдиректора по УВР, вожатая, классные руководители Кл.руководители ! классные руководители классные Акция «Защитим первоцветы» 1-4 В течение месяца Линейка «Путь к успеху» (по параллелям). 2-4 Последняя неделя Замдиректора по УВР, вожатая месяца Апрель 60-летие полета в космос Ю.А.Гагарина. День космонавтики. Гагаринский урок «Космос - это мы» День пожарной охраны. Международный День Земли 1-4 12 классные руководители ,вожатая 1-4 1-4 30 22 классные руководители классные руководители «г У ай День Победы советского народа 1-4 в ВОВ 1941 -1945 (9 мая) 7 Праздник весны и труда 3-4 1 Замдиректора по УВР, организаторы, классные руководители классные руководители Международный день семьи День славянской культуры и письменности Последний звонок 1-4 1-4 15 24 слассные руководители классные руководители 24-25 мая 1-3 Зам.поУВР,вожатая,кл рук * Праздник «Прощание начальной школой». с Последняя неделя Кл рук,вожатая 4 * Курсы внеурочной деятельности Количество часов в неделю Классы Название курса Ответственные Внеурочная деятельность (ВУД) ВУД общеинтеллектуальное шахматы 1 1 ВУД общеинтелектуальное 2 1 ВУД общекультурное очумелые ручки 4 1 ВУД духовно-нравственное дорогою добра 3 1 V , Школьные и социальные медиа Дела, события, мероприятия Классы Оформление классных уголков выставок творческих работ Оформление школьных стендов 1-4 Размещение 1-4 информации на Ориентировочное время проведение Ответственные В течение года классные руководители В течение года Вожатая,кл рук, В течение года Вожатая, классные руководители сайте, в Инстаграмме J_______________________________________________________ Детские общественные объединения « Ориентировочное время Дела, события, мероприятия Классы Ответственные проведения Работа отряда РДШ В течение года 3-4 * 23 вожатая Экскурсии, походы Ориентировочно j время проведения Дела, события, мероприятия Посещение библиотеки Посещение городских музеев Пешеходные прогулки, экскурссии в лес Выезд в другие населённые пункты в музеи, дворцы, парки, театры, на концерты, представления, в цирк и др. Классы Ответственные 1-4 В течение года классные руководители 1-4 В течение года классные руководители 1-4 В течение года классные руководители 1-4 В течение года классные руководители Организация предметно-эстетической среды Ориентировочное время проведения Дела, события, мероприятия Выставки рисунков, фотографий творческих работ, посвященных событиям и памятным датам Оформление классных ^толков Трудовые десанты по уборке территории школы Праздничное украшение кабинетов, окон кабинета Классы Ответственные 1-4 В течение года Классные руководители, вожатая 1-4 В течение года Классные руководители 1-4 В течение года Классные руководители 1-4 В течение года Классные руководители Работа с родителями Ориентировочное время проведения Дела, события, мероприятия Участие родителей в проведении общешкольных, * Классы 1-4 В течение года Ответственные Заместитель директора по УВР, классные руководители, вожатая классных мероприятий: «Праздник Осени», «Бессмертный полк», новогодний утренник, «Мама, папа, я - отличная семья!», классные «огоньки» и др. Директор школы Общешкольное родительское собрание 1-4 1 раз/четверть Информационное оповещение через школьный сайт 1-4 В течение года Индивидуальные консультации 1-4 В течение года Совместные с детьми походы, экскурсии. 1-4 По плану классных Классные руководители руководителей Работа с неблагополучными семьями по вопросам воспитания, обучения детей 1-4 Замдиректора по УВР,ИКТ Классные руководители Социолог, психолог, кл .рук Классное руководство и наставничес" ~п (согласно индивидуальным по планам работы классных руководителей и наставников) Школьный урок (согласно индивидуальным по планам работы учителей) ? 25